Переделкино – история знаменитого поселка, в котором жили советские писатели
Кажется, я очень противный путешественник. Всегда с опаской отношусь к новым местам. Сначала вся изворчусь вслух или про себя, везде увижу что-нибудь плохое, обязательно зацеплюсь за это и буду полвечера бубнить, что хорошо бы это исправить, а уже потом принимать гостей.
Но в Переделкине всё было наоборот. Сперва я ходила по вечерним улочкам средь заснеженных деревьев и восторгались видами вокруг: «Ах, как красиво всё подсвечивается! Ах, здесь такая творческая атмосфера, ведь здесь жили известные писатели! Ах, какой интересный дизайн в гостиничных номерах!».
А на следующий день мы с подругой пошли просвещаться на экскурсию. Где миловидная девочка студентка поведала нам тайны первых 10 домов Переделкина и первых их жителей. С очаровательной улыбкой экскурсовод рассказывала о том, как писатели жили и творили здесь. И, как их одного за другим увозили на черных воронках в неизвестность.
Уже на второй экспозиции выставки мне стало откровенно противно слушать всё, что рассказывает экскурсовод. Из места хотели сделать писательский рай, где создаются новые «Илиады», а получилось «Осиное гнездо», в котором жители норовят ужалить сами себя, да еще и снаружи какой-то вредный мальчишка всё время бьет по этому гнезду палкой.
Горькая утопия
История создания посёлка, который сейчас интерпретируется как «Легендарный городок писателей, где жили и работали самые значительные литераторы ХХ века», начинается с идей Максима Горького.
В начале 1930-х Горький сообщил журналисту Константину Федину: «…в Москву еду с проектом: отобрать человек 20–25 наиболее талантливых литераторов, поставить их в условия полнейшей материальной независимости, предоставить право изучения любого материала, и пусть они попробуют написать книги, которые отвечали бы солидности вопросов времени…».
Сталин инициативу одобрил. Летом 1933 года вышло постановление «О строительстве «Городка писателей». Только вот дачи не выдавались писателям бесплатно. А сдавались в аренду, с платой около 500 рублей в месяц. Для сравнения, средняя ежемесячная зарплата обычных работяг тогда была 350 рублей в месяц. Юридически дачами владел Литфонд, он же и закреплял их за писателями пожизненно. После смерти жильца – всей его семье следовало освободить место для следующего.
Пастернак отмечал: «Писательские дачи давались отнюдь не даром, надо было решать, брать ли ее, ездить следить за ее достройкой, изворачиваться, доставать деньги». Драматург Александр Афиногенов сокрушался, что «интеллигентные умные люди, писатели, рассорились из-за того, кому в первую очередь ставить забор. И до того дошли, что разговаривать перестали друг с другом».
История места, как оказалось, была не такой уж облачной, и пропитана совсем нетворческой атмосферой. Чтобы получить в Переделкине дом, писатель в первую очередь должен был долго, честно и тщательно служить режиму. Но и это не было гарантом его счастливой жизни на даче. Многих литературных деятелей увозили в небытие именно из этого лесного рая.
Из воспоминаний вдовы писателя Всеволода Иванова: «На первых порах переделкинской жизни постоянно устраивались читки новых произведений, только что вышедших из-под пера… Те из переделкинцев, которых не приглашали на эти чтения, то ли чувствуя обиду, то ли из каких других, свойственных их натуре черт характера, узнав о таких чтениях, сообщали [куда следует], что в Переделкине организуется некий “филиал” Союза писателей. Ничего подобного, разумеется, и в помине не было, однако такие читки прекратились».
Писатель Александр Александрович Фадеев, автор романа «Молодая Гвардия». Житель посёлка.
Фото из журнала «Словесница Искусств»
Наедине с совестью
Литературное общество изъедало себя изнутри. Одна из самых страшных историй посёлка случилась с Александром Александровичем Фадеевым – автором романа «Молодая Гвардия», известным писателем и журналистом. Фадеев был обладателем многочисленных советских премий и регалий, а в 1946 - 1954 годах являлся генеральным секретарём и председателем правления Союза писателей СССР. По слухам и разговорам среди жителей Переделкина – именно Фадеев, как генеральный секретарь, ставил свою подпись на доносах, после которых неугодных писателей увозили в неизвестном направлении представители власти. Говорят, что из-за своей «тяжелой» работы Фадеев много пил, чтобы хоть как-то заставить замолчать говорящую совесть.
После смерти Сталина генсек Союза писателей не смог удержаться на своем посту. Оказался не у дел и почти официально был объявлен ответственным за жертвы в писательской среде.
Оставшись наедине со своими мыслями, окруженный родственниками и друзьями репрессированных и расстрелянных писателей, которые требовали для него наказания, Фадеев не смог договориться с самим собой и застрелился в Переделкине на своей даче. Дом, как было принято в поселке, тут же перешел другому владельцу...
Из письма, которое Фадеев написал другу перед смертью: «Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками». А в ЦК КПСС он отправил другие слова: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено».
После такой истории весь романтический флер вокруг этого замечательного места рассеивается моментально, согласитесь? Но, стоит отдать должное организаторам выставок и экскурсий в Переделкине, что, хотя бы, они об этом рассказывают.
Не читал, но осуждаю
Среди первых «счастливчиков», получивших дачи в Переделкине был и Борис Леонидович Пастернак — русский советский поэт, писатель и переводчик. Автор романа «Доктор Живаго».
Пастернаку выдали дачу в первой пятерке писателей, потому что его наметили на место Маяковского. Тогда власть относилась к Пастернаку лояльно. Влиятельный политический деятель того времени — Николай Иванович Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. А большой однотомник писателя с 1933 по 1936 год ежегодно переиздавался.
В 1937 году в поселке начались повальные аресты: почти одновременно взяли 25 человек. Ждал тогда стука в дверь и Пастернак. Его жена, Зинаида Николаевна на всякий случай сложила ему чемоданчик. К счастью, все обошлось, но в это темное время он почти ничего не писал.
Только спустя 8 лет писатель начал работу над своим главным романом. Финальные изменения были внесены в декабре 1955-го - январе 1956 года. На Родине роман издавать не стали. Отчаявшись, писатель передал «Доктора Живаго» итальянскому издателю. И в ноябре 1957 года книгу напечатали в Милане. На Западе «Доктор Живаго» быстро стал бестселлером, В 1958 году его автору была присуждена Нобелевская премия по литературе. А в СССР началась травля Пастернака.
По всей стране стали проводиться якобы добровольные собрания трудящихся, на которых Пастернака поливали грязью. Его моментально исключили из Союза писателей. Власти требовали, чтобы он от премии отказался, грозили высылкой за границу. Что интересно, большинство из тех, кто был ярым противником романа – его не читали. Ведь в СССР и на западе на русском языке в те годы «Доктор Живаго» не публиковался. Все эти события вокруг писателя и его романа в дальнейшем породили крылатую фразу, дающую яркую картинку активистам того времени: «Не читал, но осуждаю!».
Ситуация день ото дня накалялась. И Пастернак положил всему этому конец, отказавшись от премии. Тогда же он написал генсеку ЦК КПСС Хрущеву: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой».
Пастернаку разрешили остаться в стране. И последние годы своей жизни писатель провел в Переделкине. Постепенно его имя перестали трепать в прессе, позволили для заработка заниматься переводами, с дачи не выселили. Но гонения и переживания по этому поводу обострили проблемы со здоровьем. 30 мая 1960 года Борис Леонидович Пастернак умер от рака легких на 71-м году жизни в своем доме в Переделкине. Похоронили его на кладбище поселка. И только спустя 28 лет после смерти писателя его роман «Доктор Живаго» впервые признали и напечатали на Родине.
Дача дедушки
Среди всех темных историй, плотно окутывающих Переделкино, есть и частичка светлых воспоминаний того времени. Жил в посёлке писатель, который до сих пор принимает участие в воспитании почти каждого ребенка нашей страны и, которого многие из нас знают, как выдумщика «Мухи-цокотухи», «Мойдодыра» и сказки «Федорино горе».
В 1937 году один из домов в Переделкине получил Корней Иванович Чуковский. В письмах к близким Чуковский часто говорил, что здешняя тишина помогает ему работать, огромный участок называл «лесом». Во время своей жизни в посёлке Чуковский успел открыть здесь библиотеку, которая работает и по сегодняшний день. Тут же он написал и свою сказку про Бибигона. Миниатюрного мальчика, который отважно боролся со злодеем индюком. Приключения Бибигона писатель начинал так:
«Я живу на даче в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мною живёт крохотный лилипут, мальчик с пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришёл, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои внучки Тата и Лена — мы все очень любим его. Да и как же, скажите, его не любить!».
Одна из теплых традиций, которую заложил Корней Чуковский на дачах – это вечерние сборы у костра. Еще в 1955 году в начале лета вся детвора Переделкина и ближайших поселков сбегалась к дому писателя на «костер». А в программе – сказки, представления и игры от самого Корнея Чуковского и его друзей, знаменитых писателей и артистов того времени.
Из воспоминаний писательницы Александры Бруштейн:
«Стоило ему выйти на улицу, как к нему радостно бросались, кажется, все переделкинские собаки, а за ними все переделкинские дети, и начиналась сумасшедшая, оглушительная возня». В «Памяти детства» Лидия Чуковская вспоминает, что эта «возня» могла отвлечь его от самых чёрных мыслей — а чёрным мыслям Чуковский умел предаваться, как никто другой.
До сих пор в Переделкине существует дача дедушки нескольких поколений. И до сих пор ребятня разных возрастов приходит к дому Чуковского на экскурсии. Возле ворот стоит чудо-дерево, увешенное детскими башмачками, о котором рассказывал в своих стихах писатель. А традиция с июньскими кострами живет и в наше время. Начало лета в поселке всё также отмечают театральными представлениями и песнями. Стоимость входного билета осталась неизменной со времен Чуковского — 5 еловых шишек.
Союз бизнеса и творчества
Сегодня в Переделкине могут жить не только писатели. Многие политики и бизнесмены купили себе участки в знаменитом поселке. В последние несколько лет активно ведется работа по восстановлению интерьеров и организации экскурсий в Доме творчества Переделкина. На чьи деньги гуляем — на официальном сайте туристического места не уточняется. Меценаты назвали себя автономной некоммерческой организацией «Дом Творчества писателей в Переделкино». С их помощью в посёлке круглогодично стала работать творческая резиденция, в которой проходят разные литературные и культурные мероприятия для современных писателей и представителей творческих профессий.
Посетителям предлагаются не только экскурсии и литературные вечера, но и проживание в элитных гостиничных номерах. Их полностью реконструировали, воссоздав стиль 60-70х годов прошлого столетия. Цены за номер от 7000 рублей в сутки. Тут же в нескольких шагах от гостиницы — шикарный ресторан с панорамными окнами с видом на мохнатые ели. Средний чек ресторана на завтраке за двоих — от 3000 рублей. Об этой ли писательской утопии когда-то мечтал Максим Горький? Останется для нас неизвестным.